Сквозная рабочая программа по биологии

5-9 класс


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

 

1.Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  1. ФГОС ООО зарегистрированный Минюстом РФ 01.02.2011 г. за № 19644, утвержденный 17.12.2010 г. за № 1897
  2. ПООП ООО одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

4.ООП ООО ОУ  28.08.2018  утверждена МБОУ «СОШ № 47 »

5.Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5–9 классы. — 3-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2011.  — (Стандарты второго поколения).

6.Авторской рабочей программы по биологии для основной общеобразовательной школы  В. В.  Пасечника, В. В. Латюшина, Г. Г. Швецова, 2012 г.

 

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-­нравственного развития и воспитания гражданина России.

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, ак­сиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

      Цели биологического образования

в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с  точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

      С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы:
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Предлагаемая рабочая программа для 5-9 классов реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством    В. В. Пасечника.

 

 

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Примерная программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:
• многообразие и эволюция органического мира;
• биологическая природа и социальная сущность человека;
• уровневая организация живой природы.
Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.
Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями.

 

Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа по биологии для основного общего образования составлена из расчета 280 часов (229,5 модулей), указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования, которые распределены по классам следующим образом:

Года обучения Кол-во часов в неделю Кол-во учебных недель Всего модулей
5 класс 1 34 17
6 класс 1 34 25,5
7 класс 2 34 51
8 класс 2 34 68
9 класс 2 34 68
      229.5 модулей за курс

 

Год обучения Лабораторные работы Практические работы Контрольные работы
5 класс 7 1 4
6 класс 15 1 4
7 класс 14 0 4
8 класс 13 1 4
9 класс 3 0 4

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

Выпускник научится:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;
  • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Выпускник научится:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
  • Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

 

Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • построению жизненных планов во временной перспективе;
  • при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

 

Познавательные УУД:

Выпускник научится:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

 

Выпускник получит возможность научиться:

  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

 

Коммуникативные УУД:

Выпускник научится:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
  • Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партнером;
  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • В процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;
  • Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • Основам коммуникативной рефлексии.

 

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию;
  • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

10-11 класс


 Рабочая программа по биологии среднего образования составлена на основе следующих  нормативных документов:

1.Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2 ФГОС ООО зарегистрированный Минюстом РФ 01.02.2011 г. за № 19644, утвержденный 17.12.2010 г. за № 1897

3.ООП ООО ОУ_2808.2018г, утверждена МБОУ «СОШ 47»

  1. Примерной программы по учебным предметам (Биология 10-11 классы) 2011.
  2. Программа для общеобразовательных учреждений: Биология :10 -11 классы / авт.-сост. В. В. Пасечник , 2006 , рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В. В.Пасечника «Общая биология 10-11 классы» — М.: Дрофа, 2009-2014 г,допущенное Министерством образования Российской Федерации.

Программа составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего общего образования на базовом уровне, примерной программы основного общего образования по природоведению, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника.  Также использованы программы среднего общего образования по биологии для 10-11 классов.

Программа содержит набор демонстрационных, лабораторных и практических работ, необходимых для формирования у учащихся специфических для учебного предмета «биология»  знаний и умений, а также ключевых компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности и в бытовой сфере. Реализация программы создает условия для развития учащихся, как основной идеи образовательной программы школы.

 

Цели изучения биологии.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема);
  • истории развития современных представлений о живой природе;
  • выдающихся открытиях в биологической науке;
  • роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;
  • методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей,
  • развитии современных технологий;
  • проводить наблюдения за

экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

  • находить и анализировать информацию о живых объектах
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью;
  • уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью
  • обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил

поведения в природе.

 

  1. Общая характеристика учебного предмета «Биология»

Содержательной основой школьного курса биологии являет­ся биологическая наука. Поэтому биология как учебный пред­мет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в эко­номическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на форми­рование у учащихся представлений об отличительных особен­ностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельно­сти по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым уча­щиеся должны освоить содержание, значимое для формирова­ния познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу поло­жено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Содержание курса направлено на формирование универ­сальных учебных действий, обеспечивающих развитие позна­вательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как уме­ние видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, на­блюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения поняти­ям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преоблада­ют такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.

Учебное содержание курса биологии:

Общая биология. 10 класс. 35  часов-17 модулей , 1 час в неделю

Общая биология. 11 класс. 35 часов-17 модулей, 1 час в неделю

 

Цели и задачи преподавания предмета «Биология»

  • Формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость биологического образования для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности.
  • Формирование у обучающихся целостного представления об окружающем мире и роли биологии в создании современной естественно-научной картины мира; умения видеть, понимать и объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной технической сред, используя знания, полученные на уроках биологии.
  • Приобретения опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, навыков измерений.
  • Освоение знаний об основных понятиях и законов биологии
  • Овладение умениями наблюдать природные явления, проводить биологический эксперимент
  • Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения биологического эксперимента, самостоятельно приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями
  • Воспитание отношения к биологии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и общечеловеческой культуры
  • Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, понимания и профилактике факторов, наносящих вред физическому здоровью человека и окружающей среде.
  • Пониманию важности программы здоровьясбережения и участия в ней

Методы, формы и средства обучения.

Методы обучения представляют собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, ведущими из которых являются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, эвристические, исследовательские, метод проектной деятельности. По дидактическим целям наиболее приемлемы методы приобретения  новых знаний, формирования умений, навыков и применения их на практике, контроль и оценка знаний, умений и навыков, методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.

На уроках биологии формируются навыки самостоятельной познавательной деятельности. Для решения этой задачи используются следующие формы организации учебного процесса: фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные. В основу форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и обучающихся, между самими учениками.

С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы целесообразно использовать комбинированные уроки, учебные лекции, семинары, лабораторные и практические работы, экскурсии.

Используются формы обучения: учебные занятия, экскурсии, наблюдения, опыты, эксперименты, работа с учебной и дополнительной литературой, анализ, мониторинг, исследовательская работа, презентация. Самостоятельная работа: подготовка докладов, рефератов, творческих работ

 

Формы контроля знаний обучающихся.

Совместная деятельность учителя и учащихся по освоению программного материала состоит и из контролирующей части. В контролирующей части устанавливается обратная связь в системе «учитель- ученик», позволяющая регулярно получать информацию, используемую для определения качества усвоения учащимися учебного материала, своевременного диагностирования и корректирования их знаний и умений. В ходе контроля выявляются и оцениваются знания и умения учащихся, что дает возможность получать и накоплять сведения, необходимые для успешного управления их обучением, воспитанием и развитием. В своей практике обучения применяю устный, письменный, лабораторный методы контроля. Они могут осуществляться путем индивидуальной, групповой и фронтальных проверок. Устный контроль. — Опрос — Устные контрольные работы и т.д. Письменный контроль. — Проведение контролирующих самостоятельных работ, биологических диктантов, тестов, зачетов и т.д. Лабораторный контроль. — Позволяет проверить не только умения учащихся применять знания при решении практических задач, но и умение пользоваться таблицами, приборами, инструментами и другими средствами в ходе практических и лабораторных работ. Для проверки усвоения учащимися программного материала по биологии и с целью разнообразить формы работы на уроке; а также увеличения количества оценок я использую различные формы и методы контроля: групповые и индивидуальные, устные и письменные, творческие задания, практические , работа с дополнительными источниками информации.2 Классификация используемых методов контроля: а) словесные; б) наглядные; в) практические; г)репродуктивные; д) проблемно-поисковые; е) индуктивные; ж) дедуктивные; э) самостоятельная работа.

Контроль за учебной деятельностью обучающегося осуществляется преподавателем, самим обучающимся (самоконтроль)

Промежуточная аттестация проводится в форме:

  • Тестов
  • Контрольных работ
  • Самостоятельных работ
  • Практических работ
  • Защита проектов

Объективность заключается в точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений и навыков. Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения контроля на всех этапах образовательного процесса.

 

Логическая связь предмета «Биология » с другими дисциплинами.

За последние годы в биологии уделяется все больше внимания проблеме взаимосвязей между живым и неживым. Успешное развитие современных исследований на грани живого и неживого в области таких биологических дисциплин, как молекулярная биология, генетика, физиология растений и животных, экология, биохимия, биофизика, бионика, космическая биология, убедительно подтверждает необходимость более всестороннего изучения в школе закономерностей процессов жизни. В связи с приближением содержания учебного курса биологии к современному уровню биологической науки в дидактике биологии также усиливается внимание к установлению последовательных связей между преподаванием биологии, химии, физики, астрономии и физической географии. Такие метапредметные связи целесообразны на всех этапах обучения биологии. Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом химии, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, математики, где дается приобретаются навыки решения задач на проценты.

Метапредметные связи выполняют в обучении биологии ряд функций. Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку метапредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.                                                                                                           Образовательная функция метапредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель биологии формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Метапредметные связи выступают как средство развития биологических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.

Развивающая функция метапредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Метапредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.

Воспитывающая функция метапредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении биологии, Учитель биологии, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.

Конструктивная функция метапредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель биологии совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация метапредметных связей требует совместного планирования учителями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.

 

III.  Описание места учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 70 часов для образовательного учреждения учебного предмета «Биология» на этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Программа рассчитана на 70 учебных часов. Рабочая программа по биологии в 10 11 классах рассчитана на 35 учебных часов. В ней предусмотрено:

В 10 классе проведение 2 контрольных и 7 практических работ. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 2 учебных часов.

В  11 классе проведение 2 контрольных и 13 практических и лабораторных работ, в том числе экскурсия, резервное время – 2 учебных часа.

 

IV.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Биология»

Личностные образовательные  результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: па­триотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежно­сти; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чув­ства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности обучающихся к саморазвитию и само­образованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуаль­ной траектории образования на базе ориентации в мире про­фессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчи­вых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответству­ющего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброже­лательного отношения к другому человеку, его мнению, ми­ровоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопо­нимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном само­управлении и общественной жизни в пределах возрастных ком­петенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие сознания и компетентности в решении мораль­ных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея­тельности;

8) формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни; усвоение правил индивидуального иколлективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуа­циях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование экологической культуры на основе призна­ния ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботли­вое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение худо­жественного наследия народов России и мира, творческой де­ятельности эстетического характера.

12) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий

Метапредметные образовательные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,

мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Предметные результаты

1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокра­щении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной кар­тины мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение по­нятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологиче­ской науки и проведения несложных биологических экспери­ментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способ­ности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отно­шению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осо­знание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения эко­логического качества окружающей среды;

6)анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

7)овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.